ЖИЗНЕОПИСАНИЕ НАСТОЯТЕЛЯ НИКОЛО–УГРЕШСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ЯТРОВА)

 

священник Андрей Колганов 
клирик храма Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот,

 

преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии

 

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ НАСТОЯТЕЛЯ НИКОЛО–УГРЕШСКОГО МОНАСТЫРЯ

АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ЯТРОВА)

Архимандрит Макарий (в миру: Михаил Иванович Ятров) родился 2 сентября[1] 1858 года, в день празднования Калужской иконы Божьей Матери, в селе Чулково Скопинского уезда Рязанской губернии. Крещен он был 4 сентября в честь Архангела Михаила.[2] Отец его священник местной церкви Иоанн Савич Ятров мать Екатерина Ивановна восприемниками были: помещик села Чулкова титулярный советник Павел Михайлович Лихарев и девица Анна Александровна дочь Александра Михайловича Лихарева помещика села Михайловского. Крестил священник соседней церкви села Победного Алексей Дубровин и причт церкви села Чулково, диакон Иоанн Хитров, дьячок Василий Соснов, пономарь Дмитрий Безсребренников.[3]

Отец будущего архимандрита Макария священник Иоанн Савич Ятров родился в 1832 году в селе Санское Спасского уезда Рязанской губернии, где в Вознесенской церкви служил его отец священник Савва Мокиев Ятров.[4]  Учился в Рязанской Духовной Семинарии.  После семинарии он был назначен в село Чулково где и служил с 17 декабря 1854 года вплоть до своей смерти в 1871 году. Отец Иоанн был довольно деятельный человек и в бытность его настоятелем прихода, церковь была перестроена, увеличена трапезная, построена прекрасная колокольня. Все эти переделки производились на средства прихожан и закончены были в 1871 году[5]. Мать архимандрита Макария Екатерина Ивановна возможно происходила из духовного сословия это можно предположить из того, что в Синодике Николо — Угрешского монастыря, где приводится род архимандрита Макария упоминается иерей Иоанн и иерей Василий, которых нет среди родственников о. Макария по отцовой линии. Так же в синодике не упомянуто мужчин-мирян все перечисленные священники, поэтому возможно, что иерей Иоанн и иерей Василий это были родственники Екатерины Ивановны.[6] У о. Макария было две сестры одну из них звали Александра, родилась она в 1857 году.[7]

Род Ятровых священнический и в той же Рязанской губернии в селе Салаур Касимовского уезда в деревянной церкви Воскресения Христова вторым штатным[8] священником служил родной брат отца Иоанна, Симеон Савич Ятров. О нем известно, что служил он в ней двадцать лет, с 1864 по 1884 год[9]. У него было два сына — Иоанн и Николай. Церковь села Салаур после революции была закрыта, но еще в 1967 году сохранялась, однако на фотографии 1988 года была уже одна колокольня, а церковь разрушена.

Ятров Иоанн Семенович служил в 1915 году диаконом в церкви святых Косьмы и Дамиана в селе Видное Раненбургского уезда.[10] Второй сын Ятров Николай Семенович, родился в 1883 году в селе Салаур Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1915 году упоминается как священник церкви Сошествия св. Духа на апостолов в с. Благое Раненбургского[11] уезда.[12] Николай Семенович был арестован в 1930 году и 18 января 1930 года осужден по ст. 58-13 УК РСФСР на 3 года лишения свободы, дальнейшая его судьба неизвестна.[13]

Также удалось обнаружить еще одну ветвь родных архимандрита Макария. Это брат Саввы Мокиевича, Трофим. Священник Трофим Мокиевич Ятров служил с 1815 по 1837 г. в церкви Богоявления Господня города Касимова Рязанской губернии. При нем храм был перестроен и обновлен. У него было два сына — Иоанн и Стефан.[14]

Иоанн Трофимович Ятров служил в той же церкви, что и его отец — в Богоявленском храме города Касимова с 1837 по 1860 гг.

Брат Иоанна Трофимовича Ятрова, протоиерей Стефан Трофимович был настоятелем[15] собора Рождества Богородицы г. Донкова Рязанской губернии.

Стефан Трофимович Ятров был рукоположен во иерея 25 сентября 1849 года, а с 22 января 1866 года он назначен в причт собора Рождества Богородицы, где и состоял до февраля 1887 года.[16] При нем в городе Донкове был построен новый двухэтажный собор в честь Тихвинской иконы Божьей Матери с приделами свв. апп. Петра и Павла, свт. Николая, Трех святителей и всех святых, собор был освящен в 1878 году.[17] Также о. Стефан состоял членом «епархиального православного миссионерского общества».[18] У о. Стефана был сын Николай, но о нем ничего не известно.[19]

В непосредственной близости от села Чулкова на берегу реки Вёрды располагается древний Свято-Димитриевский мужской монастырь. Монастырь основан был в 1380 году. Именно в этой обители до 1917 года хранился посох Пересвета. В обители две церкви: соборная в честь Дмитрия Солунского и теплая в честь прп. Сергия Радонежского. После октябрьской революции обитель была разрушена, возрожден монастырь был 4 января 1996 года.[20]

Семья Ятровых безусловно, посещала эту обитель и возможно именно духовное влияние монастыря определило жизненный путь Михаила.

В 1871 году Михаил Ятров окончил уездное духовное училище в городе Скопине, а поступил в Рязанскую духовную семинарию. В учении Михаил был прилежен, уроки практически не пропускал. Примерно в одно время с архимандритом Макарием в Рязанской семинарии учился Сергей Дмитриевич Городцов, будущий митрополит Варфоломей[21]. На несколько лет раньше семинарию окончил Иван Петрович Павлов, профессор Московской медико-хирургической академии, знаменитый ученый.

Следует отметить, что в параллельном классе одновременно с Михаилом Ятровым учился Степан Дмитриевич Яхонтов[22], также окончивший Скопинское Духовное училище. После 1917 года он работал более десяти лет в музее и архиве (сегодня – это Государственный Архив Рязанской области). И именно благодаря ему сохранилась большая часть семинарской библиотеки, которая чуть не была уничтожена.[23] Степан Дмитриевич вел научную работу по истории Рязанского края. Скончался 6 января 1942 года[24]

После семинарии Михаил Ятров был определен рядовым на службу в 72–й пехотный Тульский полк. [25] Окончил Варшавское пехотное юнкерское училище, произведен в подпоручики, командовал ротой. Принимал участие в русско–турецкой войне, за что был награжден медалью. [26]

После ухода с военной службы в отставку Михаил поступил послушником в Николо–Угрешский монастырь. Настоятелем тогда был архимандрит Нил[27] (Скоронов)[28],. Здесь 21 октября 1888 года он определен в число братии. С 1888 года по 1890 год послушник Михаил был учителем Закона Божия в открытой при монастыре приходской школе. Свою педагогическую деятельность он не оставил и после того, как стал настоятелем монастыря. [29]

13 апреля 1891 года послушник Михаил был пострижен в мантию. [30]

9 августа 1892 года, в праздник Явления иконы Святителя Николая благоверному великому князю Дмитрию Донскому на Угреше монах Макарий был рукоположен во иеродиакона, а еще через год — 12 сентября 1893 года — в иеромонаха.

На следующий 1892 год в праздник Явления иконы святителя Николая Дмитрию Донскому 9 августа, «… посетил Угрешский монастырь Владыка Московский митрополит Леонтий[31], 9 числа служил литургию, и монаха Макария посвятил во иеродиакона, а иеромонахов Виталия, Илария, Мартирия наградил набедренниками.»[32] А еще через год 12 сентября 1893 года о. Макарий был рукоположен в иеромонаха. «За труды по церковно-приходской школе»[33] 8 мая 1898 года о. Макарий награжден набедренником. За беспорочную службу и педагогическую деятельность ему, 6 мая 1899 года преподано благословение Святейшего Синода с грамотой. По собственному  прошению он официально уволен от должности законоучителя 4 ноября 1899 года.

 6 мая 1899 года «за беспорочную службу и педагогическую деятельность» ему было преподано благословение Святейшего Синода с грамотой. 11 января 1896 года «за беспорочное служение» иеромонах Макарий был награжден серебряной медалью на Александровской ленте в память Императора Александра III.

28 июня 1905 года иеромонах Макарий указом Святейшего Синода был назначен настоятелем Николо–Угрешского монастыря, а через месяц возведен в сан архимандрита митрополитом Московским священ­ному­че­ником Владимиром (Богоявленским)[34].

6 мая 1909 года архимандрит Макарий награжден орденом Святой Анны III–й степени. 6 мая 1913 года ему пожалован орден Святой Анны II–й степени. 6 мая 1916 года награжден орденом Святого равноапостольного Владимира IV–й степени. [35].

Время пребывания архимандрита Макария настоятелем обители (1905–1919 гг.) можно считать периодом благоденствия.[36] В управлении монастырем находилась Гермогенова пустынь, устроенная в 1913 году в 19 верстах от Троице–Сергиевой лавры и просуществовавшая до 1929 года. При обители существовала послушническая школа. [37] От Николо–Угрешского монастыря регулярно поступали взносы на епархиальные нужды. Обитель занималась широкой благотворительной деятельностью: шли деньги в пользу голодающих[38], на постройку московских соборов[39], поддержку различных братств и миссионерской деятельности[40]. Эти взносы и пожертвования от Николо–Угрешского монастыря совершались ежегодно.[41]  В это можно видеть несомненную заслугу её настоятеля.

Благодаря трудам о. Макария монастырь славился не только материальным благополучием, но и высокой духовной жизнью. Известно, что преподобный Варнава Гефсиманский благословлял поступать в Угрешскую обитель людей, приходивших к нему за духовным советом. [42]

Угрешский монастырь при архимандрите Макарии процветал и пользовался вниманием со стороны Московских святителей. Здесь неоднократно бывал святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский.[43] Совершались многочисленные паломничества православного народа.[44]

В 1917 году начался самый трагический период в истории Николо–Угрешского монастыря. Именно архимандриту Макарию Господь судил управлять монастырем в это трудное время. Он не оставлял обители до последнего дня её существования.

Сразу после революции на настоятеля начались притеснения и гонения. В это время немало пришлось претерпеть о. Макарию от советской власти. Никакие внешние нападения не могли сломить дух горячо верующего служителя Божия.[45]

В августе 1918 года в Николо–Угрешском монастыре произошли волнения крестьян из–за покушения местных властей на монастырское имущество. В Ильин день, когда люди шли в церковь, из местного совета прибыли вооруженные люди, а с ними уполномоченный Борис Паршин с ордером на изъятие всех монастырских лошадей. Они подошли к архимандриту Макарию, который собирался идти в церковь на Литургию, и потребовали отдать лошадей. Настоятель усомнился в полномочиях этих людей. Он послал казначея, иеромонаха Авеля, в местный совет выяснить, действительно ли эти люди имеют право брать монастырское имущество, а Паршину сказал: «… и если хотите, то грабьте и берите с меня последний крест». [46]  В это время народ, пришедший на праздник, возмутился тем, что совершается насилие над о. Макарием и стал заступаться за него. Паршин и его товарищ Гусев, испугавшись, поспешили удалиться, но крестьяне заперли их в пожарный сарай, где те пробыли два часа. Власти обвинили архимандрита Макария в агитации среди крестьян против советской власти,  что именно он спровоцировал волнение народа. Случай этот попал в газеты и советскую печать.[47] В «Известиях» ВЦИК от 8 августа 1918 года была напечатана статья под названием: «Святейшая контрреволюция», где описан обыск и арест настоятеля в Угрешском монастыре: «Обыск начался с покоев митрополита Макария, во время которого обнаружено много документов, свидетельствующих о его контрреволюционной деятельности». Автор сообщает, что на письменном столе найдено только что составленное воззвание к православному русскому народу по поводу гибели Николая II… Игумен монастыря арестован и препровожден в распоряжение ВЧК по борьбе с контрреволюцией. [48]

4 августа 1918 года по указанию Московской уездной чрезвычайной комиссии настоятель архимандрит Макарий был арестован. При аресте произведен обыск и изъяты различные вещи и документы, также произведен обыск в покоях митрополита Макария. Была изъята при обыске и кружка с серебряными и медными деньгами на сумму 34 руб. 35 коп и кредитные билеты на сумму 600 рублей. На допросе о. Макария унижали и оскорбляли, но ничего доказать не смогли.

Крестьяне, казначей иеромонах Авель, иеродиакон Сергий — все показали, что никакой агитации среди крестьян со стороны настоятеля не велось.

За «недоказанностью преступления» настоятеля архимандрита Макария освободили из–под ареста взяв подписку о невыезде.[49]

Через несколько месяцев после «дела с лошадями» монастырь снова подвергся насилию со стороны властей. 22 октября 1918 года митрополит Макарий, а вместе с ним и настоятель монастыря, архимандрит Макарий, подверглись ограблению и страшному унижению. Были изъяты различные ценные вещи, а архимандрит подвергся избиению[50].

Чтобы иметь хоть какое–то право на отбираемую монастырскую собственность, в 1919 году архимандрит Макарий с разрешения земельного комитета преобразовал монастырь в трудовую артель монахов под названием «Труд», он же стал во главе новообразованной артели.

Это было время особого подвига. Архимандрит Макарий и братия Угрешского монастыря обеспечивали не только себя необходимым для жизни, но и помогали детям, находящимся в Красном Детском городке, который разместился в обители после 1918 года, и даже отдавали часть от своих трудов в пользу государства.

После известного декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей в стране начался откровенный грабеж Церкви. В этот период монастырю был нанесен существенный урон: из богатейшей ризницы комиссией ПОМГОЛа[51] были изъяты золотые и серебряные изделия, кресты, драгоценные камни, которые частично попали в советские музеи. [52] Об изъятии монастырских вещей свидетельствует протокол Московской Уездной комиссии от 22 апреля 1922 года. В докладной записке московскому губвоенкому Алмазову говорилось, что изъятие ценностей в Николо–Угрешском монастыре Ухтомского района прошло спокойно. В углу пометка: «Копия командующему войсками МВО тов. Муралову». Власти строго следили за ситуацией, складывающейся вокруг монастыря. И только мудрые действия настоятеля удерживали монастырь от уничтожения.

Как уже было сказано выше, на Угреше в это время жил митрополит Московский Макарий (Невский). Будучи правящим архиереем, владыка с радостью бывал в Николо–Угрешском монастыре. Господь судил, что не только в качестве гостя и правящего епископа довелось быть святителю на Угреше, но и как опальному архиерею. [53]

Отношения между настоятелем монастыря архимандритом Макарием и бывшим митрополитом Московским, насколько об этом можно судить из источников, были добросердечными.

Ближайший сподвижник митрополита епископ Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях пишет: «Не порывал митрополит Макарий братского общения с монастырской братией… Все оставшиеся в обители иноки постепенно оценили святителя–изгнанника: по очереди приходили служить с ним и относились к нему с большой любовью… Часто посещал опального митрополита Угрешский настоятель архимандрит Макарий. Владыка встречал его всегда с радостью, оказывая ему всякое внимание, а в праздники посылал поздравления и просфору».[54]

19 января, в день тезоименитства митрополита Макария, всегда «приходил Угрешский настоятель и братия, приезжали из Москвы духовные друзья и почитатели. Всем устраивалась трапеза».[55]

Архимандрит Макарий глубоко почитал и уважал святителя. 16 февраля 1925 года, незадолго до кончины святителя, состоялось соборование, которое совершили архиепископ Иннокентий Бийский, архиепископ Арсений (Жадановский), архимандрит Макарий (Ятров), архимандрит Филарет, протоиерей Сергий Лебедев, сщмч. Сергий Мечев и другие священники. Архимандрит Макарий участвовал и в отпевании владыки.[56]

21 августа 1924 года посетил обитель Патриарх Тихон, встречал его архимандрит Макарий.[57] Тогда же состоялось в монастыре последнее служение Патриарха на Угреше. 22 мая 1924 года, в День перенесения мощей Святителя Николая, в Николо–Угрешский монастырь стеклось небывалое для того времени число богомольцев — более 14 тысяч человек. Служили во всех действующих храмах монастыря. [58]

О последних годах жизни архимандрита Макария поделилась воспоминаниями Зинаида Ивановна Карасева, старейшая жительница города Дзержинского. Она лично видела архимандрита Макария. С 1922 года Зинаида Ивановна восьмилетним ребенком стала ходить на службы в Преображенский собор Угрешской обители. Службу проводил архимандрит Макарий. До 1927 года монахи и настоятель о. Макарий жили в монастыре. Архимандрит жил в корпусе, смежном с Успенской церковью, служил часто и благолепно, читал Евангелие так проникновенно, что все слушающие замирали во время этого чтения. Внешне он производил приятное впечатление — стройный, видный, доброжелательный. Борода с сединой, но не длинная. Волосы короткие, лоб открытый. В соборе он говорил проповеди. Речь о. Макария понятная, спокойная, голос высокий.[59]

После того как старца–архимандрита выселили из монастыря, его принял у себя в доме церковный староста Андрей Андреевич Лобанов. Архимандрит Макарий преставился ко Господу 6 марта 1931 года.

После смерти о. Макария встал вопрос о том, где его похоронить. Монастырь уже был закрыт. На местном кладбище власти запретили хоронить священника, и тогда церковный староста решил похоронить его при церкви Рождества Богородицы в селе Капотня. Хоронили архимандрита Макария тайно. На могиле креста не было, а лишь простой холмик.

Зинаида Ивановна неоднократно посещала могилу архимандрита Макария в разное время. Эти посещения бывали каждый раз, когда она с родственниками бывала в храме Рождества Пресвятой Богородицы, даже после закрытия церкви в 1937 году. Следует отметить, что Зинаида Ивановна и в последующие годы часто приходила на могилку о. Макария.

З.И. Карасева указала предположительное место могилы архимандрита Макария. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II и под руководством Проректора Николо-Угрешской Духовной Семинарии игумена Иоанна (Рубина), 14 сентября 2004 года были начаты работы по перезахоронению останков.

Перезахоронение архимандрита Макария за алтарем церкви прп. Пимена в Николо–Угрешском монастыре состоялось в Лазареву субботу 23 апреля 2005 года. Преосвященным Вениамином, епископом Люберецким совершена панихида, на которой присутствовало множество богомольцев, как прихожан Николо–Угрешского монастыря, так и прихожан церкви Рождества Богородицы в Капотне во главе с настоятелем протоиереем Дмитрием Медведевым. На могиле был установлен крест из черного мрамора.

В сентябре 2010 года умерла Валентина Николаевна Ятрова двоюродная племянница архимандрита Макария. Ее отец священник Николай Семенович Ятров (1883 г. р.) приходился двоюродным братом отцу Макарию, служил на разных приходах Рязанской епархии, в том числе в церкви села Благие Ряжского уезда, был арестован  и осужден  18 января 1930 года по ст. 58-13 УК РСФСР, на 3 года лишения свободы, погиб в лагерях.[60]

Братия и прихожане обители почитают архимандрита Макария как доброго пастыря и подвижника во имя Христово и непрестанно молятся об упокоении его души.

Источники и литература

1.  ГАРО, ф. 627, оп. 240, д. 61, св. 131.

2.  ГАРО, ф. 627, оп. 240 д. 61 св. 224.

3.  ГАРО, ф. 627, оп. 234 д. 385, св. 26.

4.  ГАРО, ф. 634, оп. 234, д. 603. св. 43.

5.  ГАРО, ф. 627, оп. 253, д. 106 св. 88

6.  ГАРО, ф. 627, оп. 253, д. 107 св. 89

7.  ГАРО, ф.634, оп. 1, д. 15.

8.  ГАРО, ф. 634 оп. 1 д. 24.

9.  ГАРО, ф.634, оп. 1, д. 29.

10.   ГАРО, ф. 1280, оп. 1, д. 459.

11.   ГАРО, ф. 1280, оп. 1, д. 461.

12.   ГАРО, ф.1280, оп. 1, д. 463.

13.   ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-58970.

14.   ГАРФ, ф. А-353, оп. 2, д. 429.

15.   ГАРФ, ф. А-353, оп. 2, д. 3.

16.   ЦГАМО, ф. 2501, оп. 1,  д. 33.

17.   ЦГАМО, ф. 2501, оп. 1,  д. 57.

18.   ЦГАМО, ф. 2501, оп. 1,  д. 98.

19.   ЦГАМО, ф. 2501, оп. 1,  д. 222.

20.   ЦГАМО, ф. 2501, оп. 1,  д. 230.

21.   ЦГАМО, ф. 2501, оп. 1,  д. 383.

22.   ЦГАМО, Ф. 2501, оп. 1,  д. 625 б.

23.   ЦГАМО, ф. 66, оп. 11,  д. 1832.

24.   ЦГАМО, ф. 66, оп.25, д. 124.

25.   ЦГАМО, ф. 66, оп. 25, д.186.

26.   ЦГАМО, ф.236, оп. 1, д. 209.

27.   ЦИАМ, ф. 203, оп. 763,  д. 118.

28.   ЦИАМ, ф. 1371, оп. 1, д. 84

29.   РГИА. Ф. 796. оп. 194. д. 1102.

30.   РГАДА, ф. 1205, оп. 1,  д. 12.

31.   РГАДА, ф. 1205, оп. 1,  д. 92.

32.   РГАДА, ф. 1205, оп. 1,  д. 105.

33.   РГВИА, ф. 400, оп. 17, д. 1165.

34.   АКМ–3, ф. 181, д. 97.

35.   АКМ  КП 723 А – 719.

36.   Добролюбов И. священник. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т. 1. — Рязань, 1885.

37.   Душеполезный собеседник. Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. — 1915 г.

38.   300-летний юбелей // Искры. – 1914. — №19.

39.   Святейшая контр-революция // «Известия». – 1918. №24

40.   Московские церковные ведомости. – 1904. — №50.

41.   Средства поступившие в фонд помощи голодающим по случаю неурожая // Московские церковные ведомости. – 1907. — №18.

42.   Средства поступившие на постройку собора св. Александра Невского в Москве // Московские церковные ведомости. – 1907. — №23-24.

43.   Синельникова Т. П. Яхонтовские чтения.// Рязанский церковный вестник. – 2002. — №10. – с.49-51.

44.   Свято-Димитриевский монастырь. 10 лет возрождения 1996-2006. Рязань,  2005.

45.   Краснов-Левитин А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. – Кюснахт, 1978. т. 2

46.   Московские церковные ведомости. – 1907. — №27.

47.   532-летний юбилей // Московские церковные ведомости. – 1912. — № 38.

48.   Московские церковные ведомости. – 1913. — № 7-8.

49.   Пребывание митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре //Московские церковные ведомости. – 1913. — № 30.

50.   Московские церковные ведомости. – 1913. — № 40.

51.   Московские церковные ведомости. – 1913. — № 47.

52.   Паломничество прихожан села Троицкого-Раменского в Николо-Угрешский монастырь и Екатерининскую пустынь // Московские церковные ведомости. // Московские церковные ведомости. – 1914. — № 28.

53.   Московские церковные ведомости. – 1916. — № 9.

54.   Московские церковные ведомости. – 1918. —  № 3.

55.   О. Николай Смирнов // Русский паломник – 1913. — №29.

56.   Рязанские епархиальные ведомости. — 1873 — № 1.

57.   Рязанские епархиальные ведомости. — 1873 — № 6.

58.   Рязанские епархиальные ведомости. — 1873 — № 7.

59.   Рязанские епархиальные ведомости. – 1874. — №3.

60.   Рязанские епархиальные ведомости. — 1874 — № 11.

61.   Рязанские епархиальные ведомости. — 1875. — №11.

62.   Рязанские епархиальные ведомости. — 1875. — №14.

63.   Рязанские епархиальные ведомости. — 1909. — №5.

64.   Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. – М.: изд. Свято-Тихоновского Богословского Института, 1995.

65.   Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий Липецкого края с ноября 1917 года. Т.1. — Липецк, 1997.

66.   Угреша. Историческое описание Николаевскаго-Угрешскаго общежительнаго монастыря. — М., 1897.

67.   Аудиозапись воспоминаний Карасевой Зинаиды Ивановны.

 

 

 

Автор выражает особую благодарность за помощь при подготовке материалов:

Проректору Николо-Угрешской Духовной Семинарии игумену Иоанну (Рубину),

Директору Государственного архива рязанской области Синельниковой Т. П.,

Иеромонаху Нестору (Люберанскому),

Научному сотруднику ПСТБИ Ковалевой И. И.,

Преподавателям средней школы с. Чулково,

Наместнику Свято-Димитриевского монастыря игумену Амвросию,

Иеромонаху Питириму (Чембулатову),

Галине Андреевне Барабановой,

Карасевой З. И.

Егоровой Е. Н.



[1] 15 сентября по новому стилю.

[2] Память празднуется 6/19 сентября

[3] ГАРО, ф. 627, оп. 253, д. 107 св. 89 – л. 1047 об.

[4] Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т.  4. — Рязань, 1885. — с. 294.

[5] ГАРО, ф. 627, оп. 240 д. 61, св. 224.

[6] АКМ  КП 723 А – 719 – л. 12.

[7] ГАРО, ф. 627, оп. 253, д. 106 св. 88 – л. 839 об.

[8] Рязанские епархиальные ведомости. — 1873. — № 6.

[9] Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т.  4. — Рязань, 1885. — с. 169.

[10] ГАРО, ф. 627, оп. 240, д. 61, св. 131 – лл. 464 об. – 465.

[11] Город Раненбург – ныне Чаплыгин Липецкой области.

[12] ГАРО, ф. 627, оп. 240, д. 61, св. 131 – лл. 296 об.-297.

[13] Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий Липецкого края с ноября 1917 года. Т.1. — Липецк, 1997. — с. 294. (в книге допущена неточность священник Николай Семенович Ятров служил не в Ряжском уезде, а Раненбургском)

[14] Добролюбов И. священник. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т. 1. — Рязань, 1885. — с. 41.

[15] Рязанские епархиальные ведомости. — 1873. — № 6.

[16]Добролюбов И. священник. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т. 1. — Рязань, 1885. — с. 258.

[17] Там же — с. 255.

[18] Рязанские епархиальные ведомости. — 1873. — № 7.

[19] ГАРО, ф. 627, оп. 234, д. 385. — л. 161.

[20] Свято-Димитриевский монастырь. 10 лет возрождения 1996-2006. Рязань,  2005. –  с. 2-3.

[21] Митрополит Новосибирский Варфоломей (Городцов) 1866-1956 гг.

[22] Степан Дмитриевич Яхонтов (1853-1942)

[23] Страницы былого./ Сост. Гольцева Г.К., Любимова Е.Т., Мельник А.Н. и др. – Рязань, 1998. – с. 112.

[24]. Синельникова Т. П. Яхонтовские чтения.// Рязанский церковный вестник. – 2002. — №10. – с.49-51.

[25] РГВИА, ф. 400, оп. 17,  д. 1165, — л. 183.

[26] РГВИА, ф. 400, оп.17, д. 1165. — л.182-186.

[27] Архимандрит Нил (Николай Лукин? Скоронов?) настоятель Николо-Угрешского монастыря с1880-1893 гг. Фамилия точно не установлена.

[28] РГАДА, ф. 1205, оп. 1,  д. 12. – л.23.

[29] РГАДА, ф. 1205, оп. 1,  д. 105. —  л. 217.

[30] 26 апреля по новому стилю.

[31] Митрополит Московский Леонтий (Лебединский) был на кафедре с 1891 по 1893 год.

[32] Угреша. Историческое описание Николаевскаго-Угрешскаго общежительнаго монастыря. — М., 1897. — с. 48.

[33] ЦИАМ, ф. 203, оп. 763,  д. 118. – л.5.

[34] Священномученик Владимир (Богоявленский) митрополит Московский пребывал на кафедре с 1898 по 1912 год.

[35] ЦИАМ, ф. 1371, оп. 1, д. 84  – л.3.

[36] РГАДА, ф. 1205, оп. 1,  д. 92. — л. 1–6.

[37] Перевезенцев С.В., Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. История, современность, будущее. – М., 2004. – с. 57.

[38] Средства поступившие в фонд помощи голодающим по случаю неурожая // Московские церковные ведомости. – 1907. — №18.

[39] Средства поступившие на постройку собора св. Александра Невского в Москве// Московские церковные ведомости. – 1907. — №23-24.

[40] Московские церковные ведомости. – 1913. — № 47.

[41] Московские церковные ведомости. – 1916. — № 9.

[42] Душеполезный собеседник. – Афон, 1915. — с. 137.

[43] Пребывание митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре // Московские церковные ведомости. – 1913. — № 30.

[44]Паломничество прихожан села Троицкого-Раменского в Николо-Угрешский монастырь и Екатерининскую пустынь // Московские церковные ведомости. – 1914. — № 28.

[45] ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-58970 – л. 3.

[46] ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-58970

[47] Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. – М., 1980.  — Кн. 2  с. 25.

[48] Святейшая контр-революция // «Известия». – 1918. №24

[49] ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-58970 – л. 3.

[50] Московские церковные ведомости. – 1918. –№ 3.

[51] Советский орган по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим.

[52] ЦГАМО, ф.236, оп. 1, д. 209. – лл. 2-5

[53] Письма митрополита Макария (Невского) духовной дочери – М., 1998. – с. 79.

[54] Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. – М., 1995. – с. 217.

[55] Там же – с. 238.

[56] рукопись сестры милосердия М. Филипповой.

[57] Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. – М., 1995. – с. 117.

[58] Краснов-Левитин А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. – Кюснахт, 1978. т. 2 – с. 289-291.

[59] Воспоминания Зинаиды Ивановны Карасевой

[60] Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий Липецкого края с ноября 1917 года. Т.1. Липецк, 1997 год. С. 294.

Комментирование запрещено