Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Сегодня наша Церковь совершает празднование в честь Пресвятой Богородицы, вспоминая один из её образов. Установлено это торжество в память избавления Руси от польских интервентов.

Когда в первой половине семнадцатого века Москва была захвачена поляками, вся Русская земля пала под гнётом  владычества самозванца Лжедмитрия II.  Святейший патриарх Гермоген, в то время возглавлявший Русскую Церковь, находился  в заточении. Защитить Русь было некому! Святейший патриарх стал рассылать послания с призывом выступить против самозванца и его приспешников.

И  нашёлся смелый человек, не утративший надежду на восстановление Великого царства. Таким человеком стал князь Дмитрий Пожарский. Собрав ополчение, он выступил против врагов.

Но как же выступать не принеся молитвы Господу и Его Пречистой Матери? Из Казани была привезена, в то время прославившаяся многими чудесами икона Пресвятой Девы.

Однако стоит заметить, что не просто была привезена икона и войско выступило, но участники возложили на себя трёхдневный пост, зная, что захватчики появились на Руси из-за их грехов, и только после этого выступили на Москву. Благодаря заступничеству Пречистой и покаянию наших предков, Москва была освобождена, а Казанская икона стала почитаться ещё больше.

По всей России есть немало соборов и храмов, которые посвящены Казанскому образу. Знаменитый Казанский собор на Красной площади Москвы, Казанский собор в Петербурге и много других.

Нужно сказать, что Пресвятая Богородица особо почитается на Руси.

Она является Заступницей нашей пред Престолом Божиим. В каждом воинском походе, во время каждой войны, не исключая  и  Великую Отечественную, множество людей молилось перед образами  Пречистой Царицы Небесной.  В каждом городе есть, обязательно, храм в честь Пресвятой Богородицы.  Богослужения,  в дни Богородицы, особо торжественны. Облачения в этот день и все ризы имеют голубой цвет, символ Небесной чистоты и Нетленности.

Так и сегодня, мы видим в храме голубые ризы, красиво украшенные Казанские образа Пречистой, слышим песнопения о чудесах Марии, слышим и Апостольское с Евангельским чтения.

Давайте обратимся именно  Евангельскому чтению, которое церковный устав назначает в дни Богородичных праздников.

На первый взгляд Евангелие совершенно ничего не говорит о Пресвятой Богородице: косвенно Она прославляется лишь в самом конце евангельского зачала, да и то это окончание чтения взято из следующей главы и не имеет, как кажется, смысловой связи с предыдущим отрывком. В начале же зачала говорится о том как Христос пришёл в дом Марфы и Марии. Марфа служила столу, а Мария внимала слову Спасителя. Марфа роптала на сестру и просила Спасителя сказать Марии, чтобы та помогла сестре. Но, вместо ожидаемого ответа услышала только слова о том, что хотя беспокоиться о столе и хорошо, однако, сестра её избрала иную, лучшую часть, которая никогда не отнимется от неё. И вот тут наш устав и присовокупляет отрывок из другой главы: в котором словами некоей женщины из собравшегося ко Христу народа ублажается Та, Которая вскормила Христа. Христос же на это отвечает:» …блажени слышавшие слово Божие и хранящие е.» (Лк.11:28)

 Таким образом и в первой и во второй части этого составного зачала прославляются люди, слышавшие глаголы жизни, те, которым говорил Сам Бог.  Разве не была таким человеком Матерь Невечернего Света, Заступница наша усердная, Дивная ходатаица, Мария  Богородица?  Она в течение всей своей жизни сохранила девство, была послушной и кроткой. Недаром Предание Церкви говорит нам, что Она была во Святая Святых чаще, чем первосвященник.  Когда Ангел возвестил, кажется непонятные слова о том, что Она родит Спасителя мира, Богородица приняла их со смирением. Она всю свою жизнь служила Слову Воплощённому, Который был Её сыном по плоти. И, что самое главное, от самого Рождества Христова, от рассказа пастухов, пришедших поклониться Христу и рассказавших об ангельском благовестии, «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2:19). Вот почему в евангельском зачале, назначенном к празднованию в честь икон Пресвятой Богородицы, Она, хотя и не названная, прославляется Самим Христом дважды: указав на Марию, сестру Марфы, избравшую благую часть – слушавшую Слово Божие, Христос тем самым косвенно указывает нам и на Марию Деву, Свою Пречистую Матерь, которая от самого Рождества Христова непрестанно изберала эту благую часть. Ответив же женщине, прославлявшей Его Мать по плоти, он указал на то, что еще больщей славы Она достойна за то, что слышала Слово Божие и хранила Его. Приснодева была с апостолами во время с начала их проповеди.

За великую ревность, смирение, кротость, чистоту и самопожертвование Бог прославил Богородицу выше всякой твари, даже, выше Ангелов.

Не даром сегодня Церковь прославляет Матерь Божию. Она та, Которая имеет наибольшее дерзновение к своему Сыну о помиловании грешника.

  Не будим же мы забывать помощь и милости Пречистой, Которая всегда помогает нам в тяжких невзгодах и во время духовного оскудения нашего.

Подготовил: В. Седов

Комментирование запрещено