Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры. Сегодня мы с вами слышали притчу Христа о пшенице и плевелах. «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;».
Господь Сам. По просьбе учеников, объяснял эту притчу. Сеятель – Сам Господь. Поле – мир, или душа каждого человека. Семя – слово Божие.
Христос пришел в мир и принес с Собой Свет Евангелия. Доброе семя Его учения было посеяно в душах людей и принесло свой плод. Христос сказал: «Царство Божие внутрь вас есть». Это значит, что каждый человек, развивая в самом себе добродетель, упражняясь в Богопознании, обнаруживает в себе Царство Божие, то есть покой и умиротворенность. Учение Христа при искреннем ему служении соделывает человека причастным Божественной Благодати, освящает его и очищает «всякую скверну плоти и духа».
«Когда же люди спали, пришел враг Его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда же взошла зелень, и показался плод, тогда явились и плевелы».
Блаженный Феофилакт Болгарский так толкует это место Священного Писания: «Спящие люди суть те, которые оп нерадению и лености дают место еретикам, и дьяволам и худым мыслям, не сопротивляясь им мужественно; земля добрая – добрые люди, или добрые помышления; плевелы суть ереси и худые помышления, а посеявший их есть диавол».
Люди совершают грехи, ошибки и погибают часто не по своей воле и тяге ко злу, а по нерадению, небрежности и неосторожности. «Бедный я человек, – говорит апостол Павел, – яже хочу не творю, а яже не хочу, то творю»
Действительно, человека в таком его бедственном положении можно только пожалеть. И Господь, по Своей Благости, вновь и вновь прощает согрешающих, как добрый Отец своих детей любит не за что любовью бесконечной и всепокрывающей.
«Придя же рабы Домовладыки, сказали Ему: Господин! Не доброе ли семя сеял Ты на поле Твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали Ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но Он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу Мою».
Блаженный Феофилакт поясняет: «Рабы означают Ангелов, которые негодуют, видя в душе человека ереси или нечестие, и желают исторгнуть из сей жизни и сжечь как еретиков, так и вообще мыслящих лукаво. Но Бог не позволяет губить еретиков вооруженною рукою, дабы вместе с ними не пострадали и не были погублены и праведные. Равным образом Бог не хочет погубить человека и за злые помышления его, дабы так же не погибла с ним и пшеница».
Бог милостив и долготерпелив. По слову псалма: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делех Его».
Святитель Иоанн Златоуст приводит такой пример милости Божией и человеческого беззакония. Он говорит, что если представить искру, падающую в море, то таков примерно грех человека по сравнению с Божественной Любовью. Но и у моря есть приделы, тогда как милость Божия безгранична.
Но если человек не может представить, объять своим слабым умом всю широту Божией милости, то так же не может он и представить всего ужаса своих грехов. Господь сделал все для спасения человека и человек не имеет права грешить. Господь создал человека, и человек не может не слушать Господа. Господь любит человека, и человек не имеет права погибнуть. Он просто обязан, он просто не может поступить иначе, как отблагодарить Господа тем, что принести единственное, что есть, и то Божий дар, – свою свободу.
Человеческое сердце не каменное. Как ни будь человек грешен, в нем есть частичка добра, и этой частички достаточно, чтобы «из искры разгорелось пламя», и тогда доброе семя, пшеница дополнит хранилище Церкви.
«Боже, милостив буди ми грешному!», взыщи мою душу, «люте ослаблену житейскими сластьми!».
Аминь.